category: Men

short biography:

выдающийся азербайджанский писатель, классик азербайджанской литературы, драматург, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств Азербайджана (1928).

full biography:

А. Ахвердиев родился 17 мая 1870 года в г. Шуша. Первые 6 лет начального образования получил в Шушинской реальном училище, затем окончил учёбу в Тифлисском реальном училище.

В 1891 едет в Петербург, где поступает в Институт инженеров путей сообщения, и одновременно в качестве вольнослушателя посещает курсы Восточного факультета. В Петербурге будущий драматург продолжает интересоваться театром, часто посещает спектакли Александринского театра.

Первые драматические произведения написал в годы учёбы. В 1896 написал драму «Разорённое гнездо», изображающую разложение азербайджанского дворянства в конце XIX века, социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) Ахвердиев впервые в азербайджанской драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феодальными порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса Ахвердиева «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.

Лучшие произведения Ахвердиева выражают протест против угнетения народа, призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А. Ахвердиев, как и Н. Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков, но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость, протестующих против насилия. Пьесы автора шли во всех азербайджанских дореволюционных труппах. Ахвердиев участвовал в развитии национального театра также и как организатор, режиссёр. В 1899—1900 годах он руководил Шушинской драматической труппой, позднее работал вместе с Г. Махмудбековым, Д. Зейналовым в бакинской труппе, осуществляя постановку спектаклей. Ахвердиев добился значительных успехов в деятельности этого коллектива, с 1900 года труппа стала профессиональной. В 1901—1903 он поставил в этом театре пьесы Наджаф-бека Везирова, М. Ф. Ахундова и др. А. Ахвердиев руководил труппой до 1904 года. Ахвердиев был идейным руководителем национального театра в период его становления, возглавлял борьбу за сценичический реализм, демократическую направленность азербайджанского театрального искусства, стремился обогатить репертуар, использовать опыт передовой русской культуры, добиться естественности, ансамбля в актёрском исполнении.

В 1906 году был выбран депутатом 1-й Государственной Думы от Елизаветпольской губернии.

С 1907 Ахвердиев — один из ведущих авторов боевого демократического журнала «Молла Насреддин», где помещает рассказы, фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазно-помещичий строй, господствующие классы.

В советское время Ахвердиев написал пьесы «В тени дерева» (1926), «Старое поколение» (1927, в которой по-новому раскрывает тему крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, «Женский праздник» (1928), «Товарищ Кёр-оглы» (1932). Пьесы Ахвердиева шли в Азербайджанском драматическом театре им. Азизбекова и других коллективах республики. Автор очерка «Из истории азербайджанского театра». Переводил Шекспира («Гамлет»), Шиллера, Горького, Чехова и др.