category: Men

short biography:

Баталов Алексей Владимирович – российский советский актер театра и кино, режиссер и сценарист, педагог, народный артист СССР.Родился 20 ноября 1928 года в городе Владимир в театральной семье. Русский. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н.П. Баталов и его жена О.Н. Андровская. В 1940-1960-е годы в квартире, где он жил с матерью и отчимом писателем В.Е. Ардовым в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила А.А. Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности Баталова. В 1950 году Баталов окончил Школу-студию МХАТ (курс В.Я. Станицына).

full biography:

Баталов Алексей Владимирович – российский советский актер театра и кино, режиссер и сценарист, педагог, народный артист СССР.Родился 20 ноября 1928 года в городе Владимир в театральной семье. Русский. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н.П. Баталов и его жена О.Н. Андровская. В 1940-1960-е годы в квартире, где он жил с матерью и отчимом писателем В.Е. Ардовым в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила А.А. Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности Баталова.В 1950 году Баталов окончил Школу-студию МХАТ (курс В.Я. Станицына) и до 1953 года был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 годах работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся еще школьником, в фильме Л.О. Арнштама «Зоя» (1944). Десять лет спустя И.Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер И.Е. Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии. У И.Е. Хейфица Баталов снялся еще в четырех картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960) и «День счастья» (1964). Все герои Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.В «Деле Румянцева» актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году М.С. Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести М. Горького «Мать». Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах В.И. Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный Н.П. Баталов.Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине М.К. Калатозова «Летят журавли» (1957, приз «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале, 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность – таков Борис в исполнении Баталова.Роль Гурова в экранизации повести Антона Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссер И.Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.В расцвете славы Баталов получил предложение от М.И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева – физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии – герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева – представителя научной элиты XX века – закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1968). С начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже.В 1960 году Баталов дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н.В. Гоголя, в 1972 году снял «Игрока» по Ф.М. Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, режиссер и сценарист; по Ю.К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов – «Казаках» по Л.Н. Толстому, «Поединке» по А.И. Куприну, «Белых ночах» по Ф.М. Достоевскому.В 1969 году Баталову было присвоено звание «Народный артист РСФСР», а в 1976 году – «Народный артист СССР».Режиссеры 1970-х годов использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссеры А.А. Алов и В.Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссер В.Я. Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссер С.И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме В.В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1980; Государственная премия СССР, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 году Баталов снялся в сериале «Чехов и К». Всего же Баталов снялся боле чем в 30 фильмах.С 1975 года он преподает во ВГИКе актерское мастерство (с 1980 года – профессор и заведующий кафедрой).Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1989 года Баталову Алексею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».В 2006 году снялся в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя». С 2007 года он – президент Национальной академии кинематографических искусств «Ника».Живет и работает в городе-герое Москве.Награжден советскими двумя орденами Ленина (4.11.1967, 9.03.1989), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (20.11.2008) и 3-й степени (10.11.1998), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.Лауреат Государственной премии СССР (1981) и РФ (2005), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), премии Президента РФ (2000), премии Московского международного кинофестиваля «За вклад в кинематограф» (2007).Автор книг «Судьба и ремесло» (1984), «Диалоги в антракте», а также мемуаров.